Реформа контроля и надзора провозглашена нацпроектом

Реформа контроля и надзора провозглашена нацпроектом | Ревизор

Президиум президентского совета по стратегическому развитию принял предложения министра по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова по программе реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). К 1 декабря будет готов паспорт программы, предполагающий немедленный старт реформы КНД в двенадцати контрольно-надзорных органах, обязательное сотрудничество силовых структур с проектным комитетом реформы и приоритетное финансирование через Аналитический центр при правительстве РФ.

Как стало известно «Ъ», в начале этой недели правительство объявит об утверждении реформы КНД в качестве приоритетного проекта, соответствующие поручения подписаны председателем правительства Дмитрием Медведевым. Само по себе решение об этом президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным нацпроектам принял на заседании 19 октября по предложениям министра РФ по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова (он утвержден старшим должностным лицом, ответственным за реализацию проекта в Белом доме, куратором проекта будет глава аппарата правительства Сергей Приходько), до 1 декабря в президиум совета будет внесен проект паспорта программы.

Определены 12 федеральных органов власти, которые будут участвовать в реформе КНД на первом этапе: это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС России. Исходя из этого, говорить о «тестовом» характере реформы не приходится — в списке упомянуты госструктуры, осуществляющие примерно 90% контрольно-надзорных мероприятий в РФ. Всего в проект КНД будет включено 36 ведомств, оставшиеся вне приоритетного списка 24 ведомства пока будут формулировать и реализовывать цели реформы вне прямого руководства «проектного офиса». При этом отдельным поручением главе МВД Владимиру Колокольцеву и главе ФСБ Александру Бортникову поручено организовать постоянное взаимодействие с проектным комитетом реформы.

По словам Михаила Абызова, президиум совета также утвердил ключевые показатели по трем основным целям реформы КНД на этом этапе: это «значительное сокращение вреда в результате несчастных случаев, заболеваний», «сокращение административного давления на бизнес» и «совершенствование работы всей государственной машины, которая обеспечивает контрольно-надзорную деятельность». В рамках первой цели задача проекта — уже к концу 2018 года сократить число смертельных случаев по контролируемым группам рисков, заболеваний и травм на 15% (к 2024 году на 50%), а уровня материального ущерба на 10% (к 2024 году на 30%). Вторая цель, которая ранее считалась основной задачей реформы КНД, предполагает снижение административной нагрузки на проверяемых субъектов (в основном это бизнес, хотя часть надзора осуществляется в отношении граждан и непредпринимательских организаций, в том числе и госструктур) — она должна снизиться на 20% к 2018 году и на 50% к 2024 году. Наконец, качество администрирования предполагается измерять специально рассчитываемым индексом — он должен для 12 госструктур приоритетного списка вырасти на 25% к 2018 году и не менее чем на 50% к 2024 году.

Всего программа реформы КНД предполагает восемь направлений деятельности. Это риск-ориентированный подход в КНД, новая система оценки эффективности контроля и надзора, система профилактики нарушений обязательных требований, исключение дублирующихся, устаревших и избыточных требований, новая кадровая политика в органах надзора, система антикоррупционного мониторинга в КНД, информатизация этой сферы деятельности власти и региональное распространение принципов КНД. Напомним, все эти направления и ранее реализовывались в разной степени в 2007-2015 годах в деятельности правительства, в первую очередь усилиями Минэкономики. Идея нынешнего проекта Михаила Абызова — в систематизации этих усилий, в переводе их на принципы проектной реализации и получении проектом единого финансирования. До декабря 2016 года господин Абызов и министр финансов Антон Силуанов должны определить бюджет проекта. Средства предполагается выделять из расходов, зарезервированных под «проектный офис» в бюджете на 2017-2019 годы (1% расходов федерального бюджета в год) в основном через субсидирование АНО «Аналитический центр при правительстве РФ».

Дмитрий Бутрин

Есть вопросы или пожелания?

Напишите нам!